Вход для пользователей



Создать новую учетную запись
Запросить новый пароль
И патентное, и авторское право нужны для того,
чтобы поддержать пламя гения топливом интереса.
Авраам Линкольн

Телефон
+7(812) 971-7105

АВТОРСКОЕ ПРАВО - АВТОРАМ

 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВ

 

Как и Когда возникают авторские права?

 

Авторские права возникают в силу факта создания произведения с момента создания произведения.

О чем важно помнить авторам на этом этапе?

 

  1. О доказательствах;
  2. Об объеме прав;
  3. О правах других авторов.

 

1. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

Казалось бы, нет процедуры проще: создав произведение (например, написав стих, картину или музыку, сделав фотографию), Вы уже становитесь его автором, и у Вас возникают авторские права на это произведение. При этом Вам как автору нет необходимости обращаться в какие-либо государственные органы с просьбой предоставить Вашему творению правовую охрану, в отличие, например, от изобретателей.

Но эта кажущаяся простота иногда играет с авторами злую шутку, ведь в течение жизни произведения автор может не раз столкнуться с необходимостью доказывания своего авторства. А это далеко не такая простая задача, как может показаться на первый взгляд. Действительно, как доказать, что тот или иной стих написали именно Вы? Если не позаботиться о доказательствах авторства заранее, это бывает достаточно проблематично. В авторском праве нет никаких свидетельств, выдаваемых автору государством, которые он мог бы предъявить в подтверждение своего авторства (исключение - компьютерные программы и базы данных, но и там есть своя специфика).

Во многом именно поэтому, как это ни печально, случаи присвоения авторства или незаконного использования произведений не так уж редки: нарушители чувствуют свою безнаказанность, ведь для того, чтобы защищать свои права автор должен доказать, что именно он, а не нарушитель, является таковым.

Случается, что автор вынужден доказывать свое авторство и при заключении договоров как с желающими использовать его произведение, так и при отчуждении исключительного права на него. Поскольку, не желая покупать кота в мешке,  предусмотрительный пользователь/покупатель может попросить автора подтвердить его авторство.

Таким образом,  доказательства авторства могут потребоваться автору:

  • при борьбе с нарушителями.
  • при заключении договоров с пользователями;
  • при отчуждении исключительного права на произведение;

 

Обеспечить себя доказательствами своего авторства автор может путем:

  • направления в свой адрес заказного письма, которое не следует вскрывать до возникновения спора;
  • депонирования произведений в Российском Авторском Обществе (для необнародованных произведений);
  • депонирования произведений в Союзе архитекторов России (для архитектурных произведений);
  • депонирования произведения в депозитарии Copyright Office при Библиотеке Конгресса США;
  • официальной регистрации в Роспатенте, осуществляемой по желанию автора (для программ для ЭВМ и баз данных);
  • нотариального удостоверения (для любых произведений).

 

Если Вы приняли решение не ждать, сложа руки, негативных последствий, а оперативно обеспечить себя доказательствами Вашего авторства, мы будем рады посодействовать Вам в этом.

Чем мы можем Вам помочь?

С первой процедурой Вы вполне можете справиться самостоятельно: мы лишь можем дать Вам подсказки, как сделать так, чтобы в дальнейшем не возникало проблем. Однако у этой процедуры есть один существенный минус - ее одноразовость: после вскрытия конверта это доказательство теряет свою ценность.  Поэтому, к сожалению, одной этой процедурой автору, желающему максимально защитить свои интересы, не обойтись.

Что касается оставшихся процедур, здесь важно помнить, что каждая из них также имеет свои плюсы и минусы. Какая из процедур подойдет в Вашем случае, Вам подскажут наши специалисты.

Процедуры отличаются также по срокам. Самая оперативная из них - нотариальное удостоверение. Депонирование произведений в Российском Авторском Обществе (РАО) и Союзе архитекторов России (САР), с учетом работы по подготовке необходимых документов, потребует около 1 месяца (хотя в РАО возможно депонирование и в сокращенные сроки).  Самой продолжительной является регистрация программ для ЭВМ и баз данных в Роспатенте: такая процедура, в среднем, занимает 2,5 месяца.

Стоимость наших услуг зависит от:

  • выбранной процедуры;
  • особенностей созданного Вами произведения, и как следствие, трудоемкости работы (депонирование архитектурного проекта, например, требует больших временных и трудовых затрат, нежели депонирование рассказа или песни).

Более подробную информацию о процедуре, сроках и стоимости наших услуг по содействию Вам в получении доказательств Вашего авторства Вы можете узнать у наших специалистов по телефону +7 (812) 971-7105 или электронной почте: info@fedotov-ip.ru.

 

2. ОБЪЕМ ПРАВ

По общему правилу после создания произведения у автора возникает вся совокупность авторских прав: как личные неимущественные права, так и исключительное право (т.е. право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом). Однако действует это правило далеко не всегда. Нередко произведения создаются по заказу или на работе (служебные произведения). И здесь уже появляются субъекты, заинтересованные в созданном произведении не меньше, а иногда даже и больше самого автора. Главным образом, это коммерческий интерес: вкладывая инвестиции в создание произведений, заказчики и работодатели заинтересованы в их беспрепятственном использовании.

Понимая это, законодатель, в частности, в отношении служебных произведений установил презумпцию: исключительное право на использование служебного произведения принадлежит работодателю. Аналогичное регулирование - в отношении компьютерных программ и баз данных, созданных по заказу.

Но все это - презумпции, которые при желании можно изменить соглашением сторон. И автор, не желающий после создания произведения расставаться с исключительным правом на него, всегда должен об этом помнить.

Есть и иные моменты, например, касающиеся вознаграждения, которые также лучше урегулировать изначально, пока еще только зреет идея о создании произведения.

Если этого не сделать, как показывает практика, конфликтов и не понимания не избежать.

Часто бывают ситуации, когда автор твердо уверен, что все авторские права в отношении произведения принадлежат как творцу ему, а работодатель (заказчик) напрочь забывает о существовании автора (даже о его личных неимущественных правах, что уж говорить об исключительном праве) и уверен скорее в обратном: ведь это же он дал задание создать произведение и вложил в его создание свои средства. И чаще всего, заблуждаются оба: не урегулировав этот вопрос изначально, для них действует общее правило, о котором сказано выше.

Непонимание часто возникает и при создании по заказу произведений, иных чем программы и базы данных: заказчик твердо уверен в наличии у него прав в отношении произведения, которых на самом деле он не имеет. И закон здесь не на его стороне: в отношении таких произведений нет никаких презумпций, в законе лишь оговаривается возможность предусмотреть предоставление заказчику право использования произведения \ отчуждение ему исключительного права. А такая возможность нередко бывает выгодна и авторам: ведь за отчуждение исключительного права/использование произведения автору полагается вознаграждение.

Выход из всех этих ситуаций - четкое и юридически грамотное оформление отношений, которое позволит:

  • внести ясность в отношения авторов с заказчиками/работодателями;
  • избежать споров и конфликтных ситуаций;
  • учесть Ваши интересы и пожелания.

Мы с удовольствием поможем всем авторам, создающим произведения как в силу служебных обязанностей, так и по заказу, желающим максимально защитить свои интересы.

Мы будем рады оказать Вам следующие услуги:

  • подготовим для Вас договоры авторского заказа, подряда (в т.ч. касающиеся создания компьютерных программ и баз данных);
  • грамотно оформим режим служебного произведения;
  • проведем правовую экспертизу договоров авторского заказа, подряда, разработанных заказчиком, и дадим Вам рекомендации относительно их заключения;
  • проконсультируем Вас по любым вопросам, связанным с созданием произведений по заказу/служебных произведений.

 

3. О ПРАВАХ ДРУГИХ АВТОРОВ

 

3.1. при создании производных/составных произведений

Нередко источником вдохновения при создании нового произведения становится произведение, ранее созданное кем-то другим. Результатом такой вдохновленности чужим творчеством может стать как создание совершенно оригинального произведения, так и произведения производного, т. е. созданного посредством переработки первоначального произведения.

Самым простейшим примером производных произведений являются переведенные иностранные книги: при их создании автор-переводчик опирается на текст автора-писателя, написавшего эту книгу на своем родном языке. Как же обстоят дела с авторскими правами в данном случае? Может ли каждый из нас перевести книгу любимого автора с языка оригинала на родной язык? Для этого нет никаких препятствий, но (!)при условии соблюдения прав автора первоначального произведения, в данном случае, книги. В ином случае Вы не только станете нарушителем, но и не сможете осуществлять авторские права на осуществленный Вами перевод.

Аналогичное регулирование установлено законодательством и для составных произведений - сборников, энциклопедий и т.п.: автор составного произведения также может осуществлять свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, помещенных в сборник или иное составное произведение.

Как соблюсти права авторов при создании составных/производных произведений и не стать нарушителем, Вы можете узнать у наших специалистов. Мы будем рады помочь Вам:

  • разобраться, идет ли в Вашем случае речь о производном/составном произведении;
  • оформить договорные отношения с автором перерабатываемого произведения/произведения, помещаемого в составное произведение.


3.2. при создании произведений в соавторстве

Зачастую произведения создаются не единоличным автором, а при совместном взаимодействии нескольких лиц. И когда такое сотрудничество представляет собой совместный творческий труд, речь уже идет о соавторстве - ситуации, при которой также не стоит забывать о правовых аспектах: их учет позволит не только сохранить хорошие отношения между всеми соавторами, но и договориться об эффективном, устраивающем всех соавторов, использовании произведения и справедливом распределении доходов от такого использования.

Конечно, есть такие сферы творческой деятельности, которые почти не признают соавторства: к ним относятся, например, живопись, скульптура, фотография. Однако в некоторых сферах соавторство, напротив, широко распространено: оно зачастую встречается при создании литературных произведений, компьютерных программ (над созданием последних часто работает целый коллектив авторов).

На случай соавторства российским законодательством установлены следующие правила, о которых должен помнить каждый, кто создает произведения в сотрудничестве с другими авторами:

 

1. Для признания произведения созданным в соавторстве должен иметь место совместный творческий труд:

Иными словами, каждый, кто желает именоваться соавтором, должен внести творческий вклад в совместную работу по созданию произведения. Если в процессе написания Вами книги кто-то лишь печатал надиктованный Вами текст, он едва ли может претендовать на соавторство.

Не образует соавторства и иное техническое/организационное содействие, оказанное Вам в процессе Вашего творчества.

Например, модель, позирующая Вам при создании фотографии, также не может признаваться Вашим соавтором, если она не внесла никакого творческого вклада в создание фотографии, а лишь помогла Вам реализовать Ваш замысел.

 

2. При условии соблюдения п.1 (при наличии совместного творческого труда), соавторство имеет место, независимо от того, создано ли в результате совместного творчества:

a. неразрывное цельное произведение (в этом случае имеет место так называемое неделимое соавторство)
b. или произведение, состоящее из нескольких самостоятельных частей (такое соавторство называют делимым).

Простейшим примером произведения, созданного в соавторстве, и при этом состоящего из нескольких самостоятельных частей, является учебник, главы которого написаны разными авторами.

В отличие, например, от книг братьев Стругацких разделить такой учебник на самостоятельные части не составит труда, хотя в обоих случаях речь идет о соавторстве.

Другой яркий пример делимого соавторства - создание такого произведения как опера. Будучи единым объектом авторского права, она включает в себя две самостоятельные части с двумя разными авторами: либретто и музыку.

 

3. Соавторы распоряжаются исключительным правом на произведение совместно:

Для того чтобы заключить лицензионный договор/договор об отчуждении исключительного права в отношении произведения, созданного в соавторстве, необходимо согласие всех его авторов.

Если хотя бы один из авторов против такого распоряжения исключительным правом на произведение, заключить подобный договор, к сожалению, не получится.

 

4. По общему правилу соавторы используют произведение совместно.

Это означает, что по общему правилу для реализации правомочий, входящих в состав исключительного права на произведение, им необходимо достигнуть взаимного согласия.

Например, такое согласие соавторов будет необходимо, для того чтобы:

  • изготовить копии написанной в соавторстве книги;
  • реализовать созданный в соавторстве архитектурный проект;
  • радиотрансляции песни, написанной в соавторстве;
  • и т.п.

Действует это правило, если соавторы не договорились об ином.

Кроме того, важно помнить, что существует определенная специфика относительно использования произведения для делимого/неделимого соавторства. Подробнее об этом - в п. 5 и 6.

 

5. При делимом соавторстве (о том, что это такое, смотрите п.2) каждый автор может использовать созданную им часть по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними.

Поскольку в таком случае произведение включает в себя несколько частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение и своего автора, для того чтобы использовать созданную им часть произведения, автор по общему правилу не должен всякий раз советоваться со своими соавторами. Например, никто не запрещает автору исполнять музыку, написанную им в качестве составной части оперы, отдельно от исполнения оперы. Но только, если между соавторами оперы не было договоренности об ином.


6. При неделимом соавторстве (о том, что это такое, смотрите п.2) никто из соавторов не вправе запретить другим соавторам его использование без достаточных на то оснований.

Фактически при неделимом соавторстве отсутствие согласия одного из авторов может привести к блокировке прав всех остальных авторов (ведь в таком произведения нельзя даже выделить самостоятельные части). Для того чтобы такая блокировка не была произвольной, и установлено это правило, предполагающее, что соавтор вправе запретить то или иное использование произведения лишь в исключительных случаях. Например, один из соавторов не может заблокировать публикацию книги, сославшись на плохое настроение: для такого отказа у него должны быть более веские основания.


7. По общему правилу доходы от совместного использования произведения распределяются между соавторами поровну.

Это правило действует также, если соавторы не договорились об ином. Закон позволяет соавторам оговорить, что вознаграждение за использование произведения делится между соавторами в определенных пропорциях (например, в зависимости от доли творческого участия каждого в создании произведения).

 

8. Каждый из соавторов вправе сам, по своему усмотрению принимать меры в случае нарушения его прав в отношении произведения: для этого не нужно получать согласие от других соавторов (независимо от вида соавторства).

Как видно из данного перечня (п. 4, 5, 7), многие вопросы законодатель позволяет соавторам урегулировать в соглашении о порядке использования созданного в соавторстве произведения. И это не случайно. Хотя на случай отсутствия такого рода соглашения в законе закреплены некие "общие правила", для того чтобы облегчить в дальнейшем использование произведения, мы рекомендуем соавторам не пренебрегать возможностью изначально урегулировать многие спорные вопросы в подобном соглашении. Ведь при отсутствии подобного соглашения избежать возникновения разногласий между соавторами не так уж просто: центром противоречий между соавторами может стать как коммерческое использование произведения (при том, что каждый из соавторов может по-разному себе представлять будущее произведения), так и вопрос распределения доходов от его использования.

Если Вы создали произведение в соавторстве, мы с радостью поможем Вам в подготовке такого рода соглашения и подскажем, какое регулирование отношений между соавторами будет более подходящим и эффективным в Вашей ситуации.

Если же один из Ваших соавторов уже составил подобное соглашение, прежде чем подписывать его, рекомендуем Вам обратиться к нам за правовой экспертизой данного соглашения. Мы проверим соглашение на предмет учета Ваших интересов, и подскажем, какие изменения в него необходимо внести, чтобы в дальнейшем Вы:

а) могли влиять на будущее произведения в соответствии с Вашими пожеланиями;
б) не лишились справедливого вознаграждения за внесенный Вами творческий вклад в создание произведения;
в) могли минимизировать риск возникновения конфликтов и противоречий с другими соавторами.

Ну и конечно, если Вы сомневаетесь в обоснованности претензий того или иного лица на соавторство в отношении созданного Вами произведения, в правомерности тех или иных действий со стороны Ваших соавторов, мы будем рады помочь Вам разобраться в данных вопросах. За более подробной информацией обращайтесь к нашим специалистам по телефону +7 (812) 971-7105 или электронной почте: info@fedotov-ip.ru.

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВАМИ

Конечно, бывают случаи, когда произведения после их создания убираются их авторами на полку, подальше от посторонних глаз. Но такое бывает редко. В большинстве случаев, желая быть признанными и оцененными по достоинству, авторы стремятся к тому, чтобы как можно больше людей узнали об их прекрасных творениях и могли извлечь для себя пользу от знакомства с ними.

Достичь этой цели авторы могут посредством различных форм использования произведения: литературные произведения издаются и продаются в книжных магазинах, кинофильмы показываются в кинотеатрах и транслируются по телевидению, песни исполняются в живую, транслируются по радио, продаются на дисках и т.п.

Таких различных примеров использования произведений можно привести множество. Однако уже из нескольких приведенных примеров ясно, что самостоятельно справиться автору с задачей популяризации своего творения не так уж просто: мало того, что автор для этого должен обладать совершенно различного рода талантами, навыками и оборудованием, но и далеко не у каждого автора найдется свободное время на подобные занятия.

Как же тогда быть тем авторам, у которых нет возможности решать эту задачу самостоятельно? Для этого они должны доверить использование их произведения третьим лицам, а если перевести все это на юридический язык - распорядиться своим исключительным правом на их произведение посредством заключения договора.

При этом важно, что распорядиться автор может только своим исключительным правом: остальные авторские права, принадлежащие ему, являются неотчуждаемыми и неотъемлемыми от автора, что означает запрет распоряжения ими. Такие права, как право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на его обнародование, а также принадлежащие авторам некоторых произведений право на отзыв произведения, право следования и право доступа к произведениям изобразительного искусства передать третьим лицам автору не удастся.

Стоит отметить, что далеко не всегда инициатором и главным заинтересованным лицом в распоряжении авторскими правами выступает автор. Зачастую сами потенциальные пользователи / правообладатели, осознавая ценность и коммерческую привлекательность того или иного произведения, обращаются к автору с просьбой предоставить им право его использовать.

Посредством заключения каких договоров автор может распорядиться своим исключительным правом?

Здесь могут быть следующие варианты:

  лицензионный договор, в т.ч. издательский  договор об отчуждении исключительного права на произведение  
  договор авторского заказа, предусматривающий предоставление заказчику права на использование произведения в определенных договором пределах пределах договор авторского заказа, предусматривающий отчуждение заказчику исключительного права на произведение  

 

Разница между ними в следующем:

  • договоры, расположенные в правом столбце, предполагают передачу третьему лицу исключительного права на произведение в полном объеме (за автором при этом останутся лишь личные неимущественные права);
  • договоры из левого столбца предусматривают предоставление третьему лицу права использования произведения в определенных договорам пределах (без отчуждения ему исключительного права в полном объеме).

Иными словами, если Вы как автор не желаете расставаться с исключительным правом на свое произведение, Вам не стоит заключать договоры, расположенные в правом столбце. И наоборот. Однако в любом случае, когда речь идет о распоряжении правом на использование произведения, заключение такого рода договоров необходимо, и при этом, в письменной форме.

На это есть несколько причин:

1. Обязательное заключение договоров, связанных с распоряжением авторскими правами, в письменной форме - требование законодателя. Несоблюдение же такой формы влечет их недействительность. Попросту говоря, нет письменного договора - нет никакого договора вообще. Исключением из этого правила являются издательские лицензионные договоры, которые, однако, также лучше заключать в письменной форме. (Об этом читайте ниже).

2. Исходя из п.1, в большинстве случаев, вследствие устной договоренности между Вами как автором и тем, кто желает использовать Ваше творение, не возникает никаких договорных обязательств, к исполнению которых Вы бы могли принудить своего контрагента в случае их нарушения. Таким образом, о каких бы баснословных, например, "лицензионных платежах" у Вас ни была устная договоренность с пользователем Вашего произведения, если в какой-то момент последний перестанет их платить или иным образом нарушать свои "договорные" обязательства, сослаться на их нарушение в суде Вы не сможете: устная договоренность никаких правовых последствий не влечет (если речь идет не об издательском договоре). Конечно, в суде можно попытаться сослаться на то, что произведение в таком случае используется без Вашего разрешения, но здесь Вы можете столкнуться с проблемой обеспечения доказательств своего авторства, а в случае выигрыша дела, полученная компенсация вряд ли покроет Ваши денежные и, самое главное, временные затраты на судебное разбирательство.

3. Не стоит забывать и то, что заключение подобных договоров предоставляет авторам дополнительный источник дохода в форме вознаграждения за использование произведения или за отчуждение исключительного права на него. И, наверное, будет излишним объяснять, почему фиксация размера и порядка выплаты таких вознаграждения/лицензионных платежей в письменной форме предпочтительнее устной (и в случае издательских договоров): это не только значительно упрощает процесс доказывания существования обязательств в том виде, как это зафиксировано в письменном тексте договора (в суде достаточно лишь будет указать на пункт договора), но и мотивирует Вашего контрагента к их надлежащему исполнению. На потенциальных нарушителей текст договора в бумажном виде с их подписью действует отрезвляюще, что минимизирует риск нарушения, и как следствие, возникновения конфликтных ситуаций. Сказанное касается и других условий договора, что также говорит в пользу заключения издательского договора в письменной форме.

Выше - причины, которые говорят в пользу заключения договоров о распоряжении авторскими правами в письменной форме. Однако важно не только составить письменный текст договора, но и установить в нем регулирование, учитывающее как требования действующего законодательства, так и интересы сторон. Вот почему в таком серьезном вопросе как распоряжение авторскими правами не стоит пользоваться шаблонами, которыми наполнена сеть Интернет: они не только очевидно не способны установить регулирование, учитывающее интересы сторон в данной конкретной ситуации, но и зачастую могут быть составлены с ориентировкой на уже ныне не действующее законодательство, или даже вовсе без учета требований российского законодательства. Ну и конечно, следует с осторожностью относиться к заключению договоров, представленных Вашим контрагентом. Вполне очевидно, чьи интересы, в первую очередь, там учтены.

Таким образом, распоряжаясь своим исключительным правом на произведение, каждый автор должен позаботиться о юридически грамотном оформлении своих отношений с потенциальными пользователями/правообладателями, ведь надлежащее оформление отношений позволит, если не избежать, то, как минимум, уменьшить риск возникновения конфликтных ситуаций.

Если Вы желаете распорядиться исключительным правом на созданное Вами произведение, мы будем рады Вам помочь в этом посредством:

  • составления
    • лицензионных договоров о предоставлении права использования произведения;
    • договоров об отчуждении исключительного права на произведение;
    • договоров авторского заказа, предусматривающих
      • предоставление заказчику права на использование произведения в определенных договором пределах;
      • отчуждение заказчику исключительного права на произведение.
  • консультаций по вопросам заключения таких договоров;
  • правовой экспертизы подобного рода договоров, составленных Вашим контрагентом, на предмет соответствия действующему законодательству РФ и, конечно, Вашим интересам.

 

За более подробной информацией обращайтесь к нашим специалистам по телефону +7 (812) 971-7105 или электронной почте: info@fedotov-ip.ru.



Была ли эта информация вам полезна?







Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

© "ФЕДОТОВ И ПАРТНЕРЫ" Бюро Интеллектуальной Собственности 2009 - 2014. Телефон: +7 (812) 971-7105, email: info@fedotov-ip.ruDRA.RU - сайт под ключ, 2009